ШРИ - ЛАНКА


Главная
Отзывы
Святые места Будды
История Шри-Ланки
Хроники
Города
Побережье
Отели
Валюта
Разговорник
Аюрведа
Свадебные церемонии
Национальные парки
Водопады
Экскурсии
Драгоценные камни
Гадания
Карта Шри-Ланки
Информации
О себе









Город Анурадхапура, один из величайших центров древнего буддизма - первая столица острова Шри-Ланка. Он существовал пятнадцать веков и был разрушен в X в. н. э. Подобно таким городам, как Афины и Рим она славилась своим могуществом и великолепием. Короли, монахи, инженеры, скульпторы и простые люди оставили после себя в этом городе огромное количество буддистских памятников. Даже сегодня древняя часть города обозначается как Священный город (Puja nagaraya).

К числу буддистских памятников относят три высочайших кирпичных здания Древнего мира: ступа Джетавана (около 120 метров), ступа Абхайагирия (около 112 метров) и ступа Руванвели (около 90 метров), а также древнейшее священное дерево буддизма – дерево Бо. Ступы и дерево представляют собой не только памятники прошлого, но и священные места, почитаемые верующими сегодня. В этом смысле Анурадхапура не «покинутый» или «мертвый» город, но место, в котором до сих пор есть жизнь.

В наше время Анурадхапура – столица северо-западной провинции, одной из девяти провинций современной Шри-Ланки. Она расположена в 205 км от Коломбо, и добраться до Анурадхапуры можно за четыре часа (через Курунегалу или Чилау и Путталам).

Основателем Анурадхапуры был царь Pandukabhaya, четвертый царь острова. Как и все великие столицы Древнего мира, город был построен на берегах реки, kadamba nadi, известной сегодня как Mal-vatu Oya, река в цветущем саду, протекающая через королевский парк, Maha Megha-vana, Парк Великого дождливого облака.

Анурадхапура была построена на месте деревни Анурадха-гама, названной так в честь двух человек, которые носили одно имя Анурадха: один был министром Вияйа, первого короля Шри-Ланки, а другой братом принцессы Бхаддакасаны, которая была женой второго короля Panduvasudeva. Известно также, что город был построен под созвездием Анурадха. Великий географ Птолемей, который в I в. н. э. начертил первую карту острова, обозначил этот город как «Анурограммон».

Анурадхапура занимала территорию в 40 км2 и была одним из наиболее удачно спланированных городов Древнего мира. Она имела две главные части: внутренняя цитадель, которая включала королевский дворец, и внешняя цитадель, священный город, в котором находились монастыри (вихара), ступы, дома духов и обеденные залы. Буклет, который Вы держите в руках, кратко описывает былой блеск и нынешнее чудо Анурадхапуры, величайшего места паломничества на острове.

1. Древнейшее буддистское дерево в мире


дерево Бо


Анурадхапура в буддистском мире известна как место, где растет древнейшее дерево в мире, о котором существуют исторические свидетельства. Оно называется Бодхи, или дерево Бо, буквально «Дерево Мудрости». Это первое из восьми сакральных мест (ata mastana), почитаемых паломниками священного города Анурадхапуры, которые приходят сюда сегодня.


Дерево было привезено на остров в III веке до н. э. из Бодхи-гайя или Будда-гайя, которая находится в Индии в современном штате Бихар. Молодое деревце было взято с того самого дерева, под которым сидел индийский принц Сиддхартха, когда он получил просветление и стал Буддой, или bodhi, sam-bodhi, abhi-sam-bodhi. Существуют хроники, написанные как на пали, так и на сингальском, известные как “Bodhi Vamsa ”, которые описывают историю этого дерева в деталях. Первое дерево в Будда-гайя уже не существует, поэтому дерево в Анурадхапуре считается древнейшим деревом в мире, о котором существуют исторические свидетельства, относящиеся ко времени Будды.


Хотя буддисты и считают дерево живым существом, они уверены также, что оно представляет в символической форме самого Будду. Простой народ называет его“Uda maluve Bodhi Sami”, Господин верхней террасы, потому что дерево расположено в верхней части дома. В Индии это дерево считалось Космическим Древом Жизни и почиталось как жилище богов.


Бо относится к классу деревьев, известных как ванаспати. Бо - король джунглей, огромное дерево, которое приносит плоды без цветения. Оно принадлежит к семейству, называемому “assattha” на пали, “aesatu” на сингальском, “fig” на английском и “ficus” на латинском. Поэтому ботаники назвали его “ficus religiosa”, имея в виду его религиозное значение.


Монахиня Тери Сангхамитта, сестра Тера Махинда, который принес буддизм на Шри-Ланку, привезла на остров поросль от дерева Будды. Брат и сестра были детьми индийского императора Асока, получившего имя Величайший из королей, единственного короля, который отказался от войны после победы. Английский писатель Х. Г. Уэллс сказал в своем «Наброске истории», что «среди десятков тысяч имен монархов, которые теснятся в аналлах истории, их светлости, милосердия, величия, королевской знатности и тому подобного имя Асоки светится, как звезда» (с. 322).


Молодое дерево было посажено перед монастырем, известным как Maha Vihara, или Великий монастырь, в королевском парке Maha Megha-Vana. Считается, что все деревья Бо на острове сегодня имеют генетическую связь с этим деревом.


Священное дерево Бо обладает магической силой. Буддисты верят, что оно может вызывать дождь, посылать детей бездетным. Почти каждый день можно увидеть в тени этого дерева женщин, молящихся о даровании детей; и ростки кокоса, посаженные у подножия дерева, молчаливо говорят о том, что их молитвы были услышаны. Буддисты верят также, что это дерево – жилище бога по имени Калу, Devata Bandara.


2. Ступа Руванмели


Ступа Руванмели


Ступа Руванмели


Ступа Руванмели


Из всех памятников, известных как ступы, наиболее почитаемой является Руванвели Сэйя. Она имеет высоту более 90 метров и является третьей по высоте ступой в Анурадхапуре и третьим высочайшим кирпичным зданием Древнего мира. Она была названа Руван-мели, (Svarna Mali or Sonnamali) или Руван вели, (Ratna Valli) в знак благодарности богине с этим именем, жилище которой находилось в дереве ran telambu, произраставшем в том месте, где была построена ступа. Чтобы очистить это место для ступы, король обещал богине назвать ступу ее именем.


Ступа представляет собой архитектурный памятник, который формирует центр буддистского монастыря. По происхождению ступа – памятник умершему, в котором были спрятаны священные останки, dhatu, мертвого. В ступах хоронили великих умерших – королей или мудрецов. В буддистском мире они сооружались как в честь Будды, так и в честь мудреца, который достиг духовного блаженства.


Мощи были укрыты в специальной усыпальнице, известной как dhanu garbha, в центре полусферического купола. Купола могли быть различных форм, таких, как груда зерна dhanyakara), пузырек воды (bubbulakara), колокол храма (ghantakara), горшок (ghatakara) и лотос (padmakara). Ступа известна под многими другими именами: caitya на санскрите, thupa и cetiya на пали, dagaba и seya на сингальском. Сингальское название da-gaba происходит от dhatu garbha. Ступа Рунавели высоко чтилась по трем главным причинам.


Во-первых, количество останков, заключенных в ней, больше, чем в какой-либо другой ступе на острове. Буддистские тексты говорят, что в этой ступе была скрыта drona мощей. Древняя единица измерения drona была равна шестнадцати квартам. Точное количество неизвестно, но очевидно, что их было очень много.


Во-вторых, это ступа Великого монастыря, Maha Vihara, поэтому она была названа Maha Thupa, Великая ступа. Maha Vihara, первый монастырь Шри-Ланки, был также одним из самых больших. В нем жили около 3 000 монахов, когда китайский паломник Фа Хсиен посетил остров в V в. н. э.


В-третьих, величайший из сингальских королей, King Dutthagamini или Dutugamunu, построил ступу во II в. до н. э. Он является героем эпической поэмы Maha Vamsa, Великой хроники, написанной на пали. Статуя этого короля располагается у восточного входа в ступу. У входа в дом духов стоят изображения четырех предыдущих Будд и пятого последующего.


3. Ступа Абхайягири


Ступа Абхайягири


Вторая по высоте ступа в Анурадхапуре и второе по высоте кирпичное здание Древнего мира - Abhayagiri Dagaba. Ступа была построена в I в. до н. э., ее высота более 112 метров. Перед входом стоят два каменных изваяния, Sankha и Padma, стражи бога Куверы. Поскольку этот монастырь был расположен на севере (uttara) Анурадхапуры, он также назывался “Uttara-vihara” или “Abhayuttara”.


Ступа была построена королем Vatta Gamini Abhaya или Valagam Ba. Считается, что название Абхайягири является сочетанием двух имен: имени короля и имени Джейна-аскета, известного как Гири, у которого была здесь усыпальница. Предание говорит, что когда король спасался от индийских захватчиков, этот аскет сделал обидное замечание в его адрес. Король был настолько оскорблен, что решил: если он снова вернется к власти, то построит монастырь на месте усыпальницы Джейна. Он действительно вновь обрел власть, поставил там новый монастырь и назвал его Абхайя-Гири. В нем находится одна из прекраснейших библиотек Древнего мира, которая привлекает даже иностранных ученых, занимающихся изучением буддизма.


Одним из этих ученых был китайский паломник Фа Хсиен, который провел на Абхайягири два года, копируя редкие манускрипты, чтобы забрать с собой в Китай. Он говорит в своих «Записках о буддистских странах», что это было замечательное монастырское поселение. Как утвеждает Фа Хсиен, оно было построено над следами ног Будды.


«Над отпечатками ног, к северу от королевского города, была построена огромная ступа высотой четыреста футов, украшенная золотом, серебром и всеми видами драгоценных камней. Около этой ступы был сооружен монастырь, названный Абхайягири (Холм Бесстрашия), в котором жили пять тысяч монахов. В нем был холм для поклонения Будде, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями. На холме стоит изваяние Будды, сделанное из зеленого нефрита, высотой около двадцати футов. Вся статуя сияет семью драгоценными камнями, и ее блеск и величие не поддается описанию. В правой руке она держит бесценный жемчуг». Фа Хсиен говорит также, что Священный зуб Будды находился в этом монастыре в течение трех месяцев каждого года.


В память об этом китайском монахе недалеко от Абхайягири был построен музей, названный его именем, в котором выставлены сокровища, обнаруженные здесь. Это один из лучших музеев в Анурадхапуре.


4. Ступа Джетавана


Ступа Джетавана


Самая высокая и самая большая из ступ Анурадхапуры и высочайшее кирпичное строение Древнего мира - Jetavana Dagaba. Изначально она имела высоту более 121 метра. Ступа была построена королем Maha Sen, который правил в III веке н. э., и восстановлена королем Parakrama Bahu в XII в. Она была названа объектом мирового наследия, как и Абхайягири и Руванвели.


Maha Sen был первым сингальским королем-буддистом, который покровительствовал школе буддизма Махаяны. Несмотря на протесты монахов Maha Vihara, который был центром буддизма Теравады, король построил этот монастырь и посвятил его монаху, известному как Тиса, который жил в Dakkhina Vihara, Южном монастыре. Ступа Джетавана является ступой этого монастыря.


Почему монастырь назван Jeta-Vana?


Существуют разные мнения. Некоторые говорят, что этот монастырь, который располагался в Nadana wana, первоначально назывался Joti-Vana, что значит буквально «сад света». Записано, что сам Sage Mahinda разъяснил закон Будды здесь за семь дней. Поэтому Nandana была переименована в Joti-Vana, что значит «сад, который распространяет свет». Joti-Vana затем трансформировалось в Jeta-Vana.


Другие считают, что он был назван в честь знаменитого индийского монастыря в Savatti, Jetavanarama, где Будда проводил большую часть своего времени. Выбор Будды подразумевал, что он сам предпочитал этот монастырь другим. Многие современные вопросы разрешаются здесь. Индийский монастырь находится в современном Sahet Mahet в Uttar Pradesh. По-сингальски он называется Devram vehera или Dena Vehera.


Что представляют собой останки, захороненные здесь? Мнения снова разделяются. Некоторые думают, что здесь скрыты предметы, имеющие отношение к Будде, известные как “paribhokgika cetiya”- предметы, использованные Буддой. Они верят, что именно здесь был захоронен пояс, который Будда носил вокруг талии, Pati dhatu.


Те, кто отрицает историю с Pati dhatu, считая ее легендой, верят, что монастырь был построен на прахе мудреца Махинды. Во время последних раскопок в этом месте были обнаружены свидетельства того, что здесь проводились похоронные обряды. Если будет доказано, что прах принадлежит Махинде, то это бросит новый свет на значение данной ступы.


5. Тупарама


Тупарама – первая ступа, которая была построена на острове и, таким образом, старейшая ступа в Анурадхапуре. Ее высота – около 20 метров, а диаметр в основании – 18, поэтому она также и одна из самых маленьких. Ступа расположена к северу от Руванвели, рядом с берегом резервуара Basavakkulama или Abyaya Veva.


Название Тупарама пришло из языка пали. Это комбинация двух слов: thupa и arama. Слово thupa на языке пали обозначает «ступа», arama значит «сад» или «парк». Большинство буддистских монастырей были расположены в садах или парках и поэтому были известны под такими названиями, как Jetavana-arama и Veluvana-arama.


Поэтому слово Тупарама первоначально было названием монастыря, а не ступы. Однако с течением времени ступа этого монастыря также стала называться Тупарама. В ней скрыта правая ключица Будды. Оригинальная форма этой ступы – груда песка (dhanyakara).


Ступа построена на возвышающейся круглой платформе. На ней расположены четыре концентрических круга каменных колонн; это предполагает, что они когда-то поддерживали крышу. Таким образом, ступа располагалась внутри круглого строения. Такие строения называются на языке пали Cetiyaghara , а на сингальском - Vata-da-ge («круглый дом для мощей»). Как они выглядели с крышей над ступой? Вероятно, они походили на строения, представленные здесь, как предположил профессор Паранавитана. Самый большой круг состоит из 48 колонн. Столбы и капители украшены скульптурами различных размеров, которые изображают животных и людей.


Честь построения этой ступы приписывается первому буддистскому королю острова, Devanampiya Tissa или Devanape Tis. Он получил от императора Асока в знак уважения прозвище Devanampiya, что значит «возлюбленный богами». Сам император Асока использовал этот эпитет по отношению к себе в своих деликтах, изданных в Индии. Считается, что ступа была построена на месте гробницы Yaksha Maheja, которого почитал король Pandukabhaya, один из королей, который правил до распространения буддизма. Thuparama был женским монастырем, mehenavara, расположенным в Maha Vihara.


6. Ланкарама


Другая ступа, очень похожая на Тупараму, - Lankarama. По размеру она меньше Тупарамы. Ступа расположена к югу от Абхайягири, в прошлом это место было известно как Gal Heba Kada, что переводится на пали как Sila Sobbha Kandaka.


Она также является cetiyaghara и построена по плану Тупарамы, но имеет только три концентрических круга колонн. Внешний круг имеет 40 столбов, внутренний – 20. Как и колонны Тупарамы, они также имеют столбы и капители, украшенные скульптурами.


Название Lankarama обозначает «монастырь Ланки». Ступа известна также под несколькими другими именами. Некоторые думают, что это была ступа под названием Sila Sobbha Kandaka, построенная Vattagamini Abhaya. Предание говорит, что этот король бежал из Анурадхапуры и укрывался в месте под названием Sila Sobbha Kandaka до тех пор, пока не смог вернуть себе власть. Считается, что король построил этот монастырь и дал ему название места, которое стало для него надежным убежищем.


Монастырь имеет и другое имя - Somarama, что значит “монастырь Сома”. Сома – имя королевы, жены короля Vattagamini Abhaya. Передают, что однажды, когда король и королева бежали через Gal Heba Kada, их повозка не могла передвигаться из-за веса. Тогда королева выпрыгнула из повозки, чтобы король мог уехать и спастись от индийских завоевателей. В знак благодарности король назвал этот монастырь в ее честь Somarama.


Монастырь назывался также Mani Somarama. Mani на языке пали означает «драгоценный камень». Говорят, что король подарил свой жене драгоценный камень как выражение признательности, а она положила камень в ступу этого монастыря, откуда и пошло название Mani Somarama.


Существует и другая история. Она повествует о том, что индийский король захватил эту королеву и забрал ее в Индию, потому что она была очень похожа на его дочь. Королеву стали называть Lanka Devi. Она вернулась в Шри-Ланку, и монастырь, которому покровительствовала королева, стал известен как Lankarama, монастырь Lanka Devi. Lankarama был женским монастырем Abhayagiri Vihara. Его также называли Mani Thuparama, потому что он был похож на монастырь в Тупараме.


7. Ступа Мирисаветия


Среди восьми святых мест Анурадхапуры есть две ступы, построенные королем Dutu Gemunu: Руванвели и Мирисаветия, из них Мирисаветия – самая древняя. Расположенная около одно из главных резервуаров в столице, Tisa Veva, построенная королем Tissa, Возлюбленным Бога, эта ступа также входит в состав Maha Vihara.


Название Mirisaveti обозначает буквально «стручок перца» (miris). Оно появляется в хрониках, написанных на пали, как marica-Vatti. Это название напоминает об интересном обычае буддистов. Обычай состоял в том, чтобы приносить монашеской общине первые плоды любого урожая, будь то рис, овощи или что-либо другое. Однако принц Dutugamunu, получивший однажды хороший урожай перца, не сделал этого. Чтобы помнить об этой ошибке, он назвал свою первую ступу Mirisa veti.


Причина, по которой эта ступа была построена около Tisa veva, связана с другой интересной историей. Однажды король поехал в Tisa veva на водное празднество. Он взял с собой скипетр, который был символом власти, и оставил его у берега. Говорят, что внутри скипетра находились священные мощи Будды. Когда король вернулся с празднества, он обнаружил, что не может достать скипетр из земли. Это было чудо. Поэтому король построил ступу, скрывающую скипетр.


Важная черта, характеризующая любую ступу - это ее структура, называемая vahalkada, что в переводе означает фронтиспис. Каждая ступа имеет четыре подобных фронтисписа, показывающие четыре направления и четыре главных выхода. Фронтисписы этой ступы сохранились в разной степени, в Мирисавети наилучшим образом сохранился западный vahalkada. В этом фронтисписе также обнаружены разные виды скульптур.


8. Лова Маха Пайя


Между деревом Бо и ступой Руванвели находится площадь, на которой расположены каменные колонны, принадлежавшие древнему строению. Оно называлось Lova maha paya, буквально великий дворец (maha paya) с медной (lova) крышей. На пали он называется Lova Pasada, что можно перевести как Бронзовый дворец. Mahavamsa (глава 27) полагает, что он был построен по модели vimana, дворца, служившего жилищем богов, devata. Это единственное среди восьми святых мест Анурадхапуры, которое не является ступой.


1600 каменных колонн расположены в 40 рядов, в каждом из которых по 40 колонн. Поддерживаемое ими здание имело 9 ярусов и возвышалось на 45 метров, в нем располагалось более 1000 комнат. Крыша строения была покрыта медью, смешанной с бронзой.


Mahavamsa говорит: «Тысяча хорошо устроенных комнат находилась в Pasada, они были покрыты различными драгоценными камнями и украшены окнами. Посередине располагался королевский павильон драгоценных камней. Он был украшен колоннами, состоящими из дорогих камней, на которых были изображены львы, тигры, а также фигуры devatas. Вокруг павильона проходила граница жемчужной сети и располагалась коралловая vedika» (гл. 27).


В самом начале это был дом монахов (uposathaghara), принадлежавший монашескому братству Maha Vihara. Дом монахов был центром религиозной жизни. Он представляет собой здание, в котором монахи собирались для выполнения ритуалов (в день полнолуния), для обсуждения учения Будды и медитации, приносящей успокоение их душам. Дом в центре площади и сегодня используется в этих целях.


Дом монахов был построен королем Dutugemunu. В царствование его младшего брата, Saddha Tissa (Tissa, Верующий), он был разрушен огнем; король же восстановил его, но осталось уже только семь ярусов.


9. Исурумуни Вихара


Важнейший монастырь в Анурадхапуре - Isurumuni Vihara. Он, однако, не входит в восемь святых мест в силу некоторых административных решений, принятых в прошлом. Ступа Isurumuni Vihara построена на скале. Название Isurumuni восходит к словам на языке пали Issara-samanarama или Issara-samana vihara. Она была построена королем Devampiya Tissa на том месте, где дворяне принимали монашество (issaaradaraka) в Sage Mahinda.


Монастырь уникален тем, что он связан как с деревом Бо, так и со священным зубом Будды: в этом храме была посажена одна из восьми первых порослей дерева Бо и временно хранился зуб Будды, пока он не был отправлен в город Dhata Geha. В то время местность называлась Megha-Giri, Скала дождливого облака; она была идеальной для хранения зуба Будды.


Isurumuni известна несколькими скульптурами, имеющими большую художественную ценность. Одной из них является скульптура мужчины и женщины, известная как «Возлюбленные Isurumuni» (см.отдельную заметку). Другая скульптура – изображение, ошибочно называемое «сцена королевской семьи». Критики говорят, что фигура мужчины изображает Бодхисатву с женой и свитой. Идентификация мужской фигуры с Бодхисатвой основана на положении его ног.


На каменных валунах, окружающих пруд, расположены две прекрасные скульптуры: одна представляет нескольких слонов, играющих в воде, другая – мужчину и голову лошади позади. Профессор Паранавитана считает, что они изображают две мифологические фигуры: Паржанья, бога дождя, и его лошадь, Агни. Они символизируют дождь и молнию.


10. Период Анурадхапуры


Долгий и полный событий период, когда Анурадхапура была королевской столицей, известен в истории Шри-Ланки как период Анурадхапуры. Это было время, когда закладывались основания новой сингальской цивилизации. Цивилизация сингалов представляет собой гармоничное сочетание двух элементов: dagaba, символ развития духа, и Veva, символ движения материи. Как же зарождалась эта цивилизация в период Анурадхапуры?


Во-первых, это было время появления буддистской цивилизации. Буддизм, который был принесен на остров в III в. до н. э., представил жителям Шри-Ланки новый взгляд на мир, и жители острова придали ему особую форму, которую называют «сингальский буддизм». Шри-Ланка стала одной из самых мощных цитаделей буддизма в Азии. Тысячи монахов приезжали с Дальнего Востока на церемонию основания Maha Thupa. Анурадхапура стала вместилищем Священного дерева мудрости и Священного зуба.


Во-вторых, в это время началась эра ирригации. Сингалы овладели искусством построения гигантских резервуаров, называемых по-сингальски Veva, на языке пали – Vapi. В самой Анурадхапуре находятся три больших водохранилища: Abhaya Veva, Nuvara Veva и Tissa Veva. Эти прекрасные образцы водозаборных сооружений и Biso kotuva, которые сингальские конструкторы изобрели в дохристианский период, чтобы управлять водой, расцениваются как шедевр инженерного искусства. Английский писатель Теннент говорит, что «никогда еще ни в одной стране люди не имели такого грандиозного опыта построения ирригационных сооружений» (Цейлон, 1859).


В-третьих, в это время зарождалась литературная традиция и было написано значительное количество литературы как на сингальском языке, так и на пали. Вместе с буддизмом на остров были привезены из Индии брахманские рукописи, что стало причиной появления большого количества надписей в пещерах, на каменных пластинах и колоннах. В то время известным текстом была Трипитака, написанная на языке пали, а также хроника Пали Mahavamsa, которую историки называют «незаменимым источником реконструкции ранней истории острова» (История Шри-Ланки профессора К. М. Д. Сильва). Литература сингалов включает также поэмы, переведенные с санскрита, комментарии текстов, написанных на языке пали, надписи в Сигирии. В буддистских монастырях существуют библиотеки, которые привлекают не только шри-ланкийских, но и иностранных ученых.


В-четвертых, в период Анурадхапуры зародилась традиция буддистского изобразительного искусства и архитектуры, причем мы имеем дело с такими специфическими сингальскими формами, как ступы, которые являются высочайшими зданиями Древнего мира, круглые усыпальницы, изображения Будды, «охраняющие» камни, лунные камни, водохранилища и т. д. Подобные памятники представляют уникальное искусство сингалов.


Таким образом, Анурадхапура является одним из самых значимых городов шри-ланкийского буддизма.


11. Шедевры сингальского искусства


Помимо ступ, в Анурадхапуре существует множество других произведений изобразительного искусства и архитектуры, которые демонстрируют художественные способности и инженерное мастерство древних сингалов. Самыми значительными являются следующие шедевры:


Изображение Самадхи


Один из самых прекрасных образцов сингальской скульптуры – изображение Будды высотой более 3,5 метров, известное как статуя Samadhi, в монастырском комплексе Абхайагири. Samadhi – буддистское слово, которое обозначает состояние сознания, когда человек достигает глубокой сосредоточенности.


Статуя Будды интересна тем, как изображены его руки и ноги. Положение рук называется mudras, а положение ног – asana. Изображение Samadhi выполнено как dhyana mudra (правая кисть поверх левой). Это один из четырех образов Будды, помещенных вокруг дерева Бо, каждый образ показывает одно из четырех основных состояний. До сих пор существует обычай помещать изображения Будды под деревом Бо.


Считается, что Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, хранил фотографию этой статуи для поддержания духа, когда он был заключен в тюрьму во время борьбы за независимость.


Озера-близнецы: Куттам Покуна


Памятник, который придает особое очарование пейзажу монастырского комплекса - Kuttam Pokuna, озера-близнецы. Они считаются местом, где встречались монахи для ежедневного купания. Как по замыслу, так и по его реализации это, несомненно, самые красивые древние озера на острове. Способ, которым организована циркуляция воды в озерах, также делает их исключительным инженерным сооружением.


В северной части меньшего озера находится прекрасная скульптура Нага. Люди верят, что Нага является покровительницей воды. Возможно также, что это озеро было сооружено Naga, одним из племен-аборигенов острова. У входов расположены сосуды, которые называются purna ghata, сосуды изобилия и процветания, они наполнены и имеют круглую форму.


Балюстрада: Коравак Гала


Все ступы и дома духов построены в основном на возвышенных платформах, а четыре лестничных пролета показывают четыре направления, которые могут привести паломника в священное место. Лестничные пролеты – настоящие произведения искусства, соединяющие архитектуру и скульптуру. Две балюстрады, koravak gal, изображают мифическое животное makara (дракон).


Охраняющие камни: Мура Гала


В нижнем краю балюстрады находится каменная пластина, известная как mura-gala, охраняющий камень. На ней располагаются различные скульптуры, в том числе наиболее распространенная – фигура короля (raja) с головой кобры (naga), называемая naga-raja, король Нагас. Среди сингальских буддистов существует поверье, что Нагас – король тех существ, которые защищают вещи и охраняют места, в которых находятся ценности.


Около одного из входов в Абхайагири находятся два охраняющих камня необычайной ценности, изображающие Sankha и Padma, стражей Куверы, хозяина горы Kailasa. Sankha, как показывает имя, имеет на голове раковину, или ракушку (Sankha). На голове у Padma находится лотос.


Возлюбленные Исурумуни


Данная скульптура, которая сейчас находится в музее Isurumuni Vihara, является одним из самых знаменитых произведений сингальского искусства. Археологи говорят, что эта скульптура первоначально находилась в королевском парке, который находится рядом с монастырем, Ran Masu Uyana, Парк золотой рыбы. Они отмечают, что скульптура не имеет религиозного значения.


Ученые спорят о том, кто изображен на этой скульптуре. Некоторые думают, что это может быть принц Saliya и его жена Asokamala, пара, романтическая история которой хорошо известна. Легенда повествует о том, что принц Saliya отказался от короны ради прекрасной девушки Asokamala, дочери чанадала – касты изгоев.


Мартин Викрамасинг в своей книге «Буддизм и искусство» (с. 164) называет это изваяние «изысканным образцом эротической скульптуры» и считает, что изображенные скульптором мужчина и женщина определенно представляют двух любовников. Он интерпретирует их позы в терминах написанной на санскрите книги Нандикесвары под названием “Abhinaya Darpana” («Зеркало позы»). Например, поза мужчины (поднятые плечи, касающиеся головы) называется nihancita mudra и обозначает удовольствие от созерцания возлюбленной. Ученый считает, что мужчина, безусловно, воин; об этом свидетельствует его одежда, а также то, что в руках он держит меч, а позади него находится щит. Скульптура может, таким образом, представлять встречу воина и его жены либо до его отъезда, либо после возвращения.


Другие думают, что это может быть бог Шива и его супруга Парвати. Третьи доказывают, что мужчина представляет Sthira Chakra, одну из ипостасей Бодхисатва Manjusri, который символизирует мудрость (мудрость представляет меч между плечами воина). Критики отмечают, что это общая черта, которую можно обнаружить в искусстве индонезийского буддизма.


Как бы то ни было, скульптура прекрасна; она представляет эстетическую ценность и является шедевром.


Лунный камень: Сандакада Пахана


У подножия лестничного пролета находится каменная пластина полукруглой формы, известная как sandakada pahana, лунный камень. На ней располагается ряд скульптур, изображающих цветы и животных. В одном ряду представлены животные: кабан (hasti), лошадь (ashva), лев (sinha) и корова (gava), один за другим. В другом ряду располагаются лебеди (hamsa). Значение лунных камней, особенно четырех животных в рядах, является еще одним дискуссионным вопросом.


Некоторые говорят, что четыре животные символизируют четыре направления: восточное – слон, западное – лошадь, северное – лев и южное – бык. Это подразумевает, что священное место открыто для тех, кто пришел с любой из четырех сторон. Другие считают, что животные символизируют удачу.


Профессор Паранавитана, однако, объясняет символическое значение лунных камней в философском контексте. Он полагает, что они символизируют буддистскую идею Bhava Cakra, цикла перерождений, в соответствии с которой все человеческие существа проходят в жизни четыре основные стадии: рождение (jati), угасание (jara), болезнь (vyadhi) и смерть (marana). Паломники, которые, минуя лунные камни, поднимаются по лестнице к святилищу, таким образом символически проходят все ступени земной жизни от рождения до смерти, чтобы достичь состояния за пределами сознания.


Один из самых прекрасных лунных камней в Анурадхапуре обнаружен около Biso malige, Королевского павильона.


На главную страницу