ШРИ - ЛАНКА


Главная
Отзывы
Святые места Будды
История Шри-Ланки
Хроники
Города
Побережье
Отели
Валюта
Разговорник
Аюрведа
Свадебные церемонии
Национальные парки
Водопады
Экскурсии
Драгоценные камни
Гадания
Карта Шри-Ланки
Информации
О себе









Места исторического значения в Полоннаруве (Puja nagaraya).

Объект Всемирного наследия, находящийся под охраной ЮНЕСКО.

Являющаяся сегодня объектом Всемирного наследия, Полоннарува - это город огромного исторического значения, который пережил разнообразные периоды в своём развитии. Историю Полоннарувы и Анурадхапуры можно также рассматривать как историю королевств, которые развивались параллельно с греческой и римской цивилизациями.

Исторические сведения

Около 4500 лет тому назад страной Ланка управлял мудрец Пуласти – создатель традиционной медицинской системы «аюрведа», он был дедом великого короля Равана, который принёс Ланке максимальный расцвет в то время. Равана также создал отдельную высокоразвитую мировую цивилизацию и управлял десятью королевствами мира одновременно. Во время правления мудреца Пуласти столицу Ланки называли в честь его имени Пуластипура («Пуласти» – имя правителя, «пура» - город). Со временем название города было интерпретировано в Полоннаруву. В исторические времена Полоннарува всегда оставалась одним из главных городов Ланки и даже в тот период, когда Анурадхапура была столицей острова, Полоннарува оставалась вторым по величине и важности городом Ланки.

Благодаря своему высокому развитию, Полоннарува всегда притягивала к себе жителей острова. Чтобы разрешить проблему засушливого климата равнинной зоны, в этом районе было создано много водохранилищ и систем орошения с целью развития сельского хозяйства. Правившие Анурадхапурой монархи также использовали Полоннаруву в качестве укреплённого аванпоста. Согласно легендам, южноиндийские и малазийские наёмники использовались для охраны Полоннарувы в течение различных периодов.

Правившие Анурадхапурой короли способствовали развитию в этом районе систем орошения, что привело к расцвету сельского хозяйства. Особого упоминания заслуживают следующие правители:


король Васабха (65 - 106 годы н. э.), создавший канал Элахера;

король Махасен (274 - 301 годы н. э.), создавший водохранилища Миннерия и Кавдулла;

король Упатисса II (365 - 404 годы н. э.), создавший водохранилище Топавева;

король Аграбодхи II (571 - 604 годы н. э.), создавщий водохранилище Гиритале.


Королевство Полоннарува


Считается, что первым правителем, проживавшим здесь во время существования королевства Анурадхапура, был Аграбодхи IV (667 - 685 годы н. э.). Историческая хроника «Махавамса»1 содержит упоминание о том, что король Аграбодхи III построил в этом месте монастырь..



Постоянные вторжения со стороны Южной Индии принесли значительный ущерб Анурадхапуре и Полоннаруве. Tамилы, будучи индуистами, проживали на территории Ланки в течение нескольких веков. Чёткие факты указывают на то, что во времена переворотов Ланка оказывалась под южноиндийским влиянием. Во время чольско-пандийских войн в Индии Ланка предоставляла помощь пандиям, однако те были повержены чолами. Следуя за этим поражением, пандийский король Раджасингха II прибыл на Ланку со своими королевскими регалиями и, оставив их там на безопасное хранение, бежал в Кералу1. Просьба чолов выдать королевские регалии, направленная к королю Удая IV, правившему в то время, была встречена отказом и послужила причиной вторжения чолов на территорию Ланки.


Вторжение чолов


Одним из самых трагических моментов шри-ланкийской истории является вторжение чолов, которое произошло в 984 году н. э. Это было время правления короля Махинды V, который отличался добрым нравом и не очень… Они разорили Анурадхапуру, захватили Полоннаруву и установили чольскую власть над этими территориями. Двадцать четыре года спустя чолы захватили в плен короля Махинду V и сослали его в королевство чолов, где тот скончался в 1029 году, будучи пленником. Эти события хорошо раскрывают сущность правления чолов на Ланке. Во время своего господства, которое продолжалось приблизительно 73 года, чолы использовали Полоннаруву в качестве центра управления. В это же время, значение буддизма уменьшалось, уступая место поклонению Шиве, и было построено большинство шиваистских храмов. Исторические факты указывают на то, что Южная Индия значительно повлияла на культурное наследие Шри-Ланки.


Виджаябаху I (1055 - 1110 годы н.э.) и освобождение от захватчиков


Вызов правлению чолов, которое продолжалось достаточно долго, был брошен принцем Кирти с юга страны, воспитанным военным генералом по имени Буддхараджа (или Буданнаяка). Сперва он был коронован под именем Виджаябаху в районе Катарагама на юго-востоке Ланки, и основал маленькое королевство в регионе, называемом Рохана. Он создал и подготовил большую армию для освобождения страны от чольского ига. Однако первые две попытки не увенчались успехом. И только с третьего раза, когда Виджаябаху с трёх сторон направил войска на область Раджарата (одна из трёх областей, из которых состояла Ланка в 11-13 вв. н.э., центром которой была Полоннарува). В переводе «раджа» значит король, «рата» - страна – страна, где были короли., которая находилась под чольской властью, ему удалось разгромить противника и освободить страну. Церемония его коронации как единого правителя Ланки состоялась в 1055 году в городе Анурадхапура по древней традиции, согласно которой введение на престол предстоящего правителя всей страной должно было происходить в месте правления последнего короля Ланки. Для этого в очень короткие сроки была построена резиденция короля, фундамент которой сохранился и по сей день. Впоследствии он установил центр правления в Полоннаруве и превратил её в хорошо укреплённый город, защищённый стенами и ровом.


Чтобы вернуть популярность буддизму, Виджаябаху восстановил для буддистских монахов церемонию посвящения в высший духовный сан – упасампада –, призвав посвящённых монахов из Бирмы. Это было необходимой мерой в поддержке буддизма, так как чолы, будучи индуистами, во время последней атаки Анурадхапуры в 984 году н.э. собрали всех буддистских монахов высшего сана в одном здании и сожгли их. В связи с этим на территории Ланки больше не осталось монахов, уполномоченных проводить посвящение в высший духовный сан.


Восстановив заброшенные водохранилища, Виджаябаху вернул к жизни сельское хозяйство и, поощряя контакты с другими странами, подтолкнул к развитию торговые отношения. Он вошёл в историю героем-освободителем от чольского ига и хранителем сингальской нации в Ланке. После его смерти Полоннарува погрузилась в период нестабильности и межусобных войн, целью которых была борьба за власть между соперничающими группами.


Правление Паракрамабаху Великого (1155 - 1186 годы н.э.)


В 1155 году король Паракрамабаху, который изначально правил на юге страны, стал королём всего острова со столицей королевства в Полоннаруве. Будучи зрелым государственным деятелем, одарённым организаторскими способностями, король Паракрамабаху мирно управлял страной, строя и возрождая крупномасштабные системы орошения. Среди сфер его деятельности историческая хроника «Чулавамса» (малая историческая хроника, продолжение Махавамсы) упоминает о развитии западного региона «сухой зоны», строительство государственных учреждений и работы, направленные на улучшение архитектуры. Он строил монастыри в Анурадхапуре, поощряя буддизм, и совершенствовал оборонительные сооружения Полоннарувы. Он является создателем крупного водохранилища Паракрамасамудра (море Паракрама), объединившего пять небольших искусственных озера. После его смерти правителем Ланки стал Виджаябаху II, но вскоре, приблизительно через год после его коронации, он был убит в результате сговора.


Король Ниссанкамалла (1187 - 1196 годы н. э.)


Король Ниссанкамалла считается создателем многих великих сооружений в Полоннаруве, которые он, должно быть, закончил за короткий промежуток времени. Хроники содержат мало информации о Ниссанкамалле, который стал королём в 1187 году, однако многое о его важности можно почерпнуть из огромного количества надписей, оставленных им на различных сооружениях. Он утверждал, что является сыном короля Джаягопы из страны Калинга (Согласно убеждениям профессора Сенерата Паранавитана Калинга является названием королевства Шри Виджая в Малазии, которое занимало весь Малайский полуостров с его многочисленным буддистским населением), а мать его была младшей сестрой короля Паракрамабаху Великого. Этот факт он упоминает даже в надписе на каменной плите Ратнамали в Полоннаруве. Другие могущественные короли, правившие во время периода Полоннарувы, часто женились на принцессах из Калинги, что привело к укреплению влияния этой страны на Ланку.


Вторжение Калинга Магха


После смерти Ниссанкамаллы приблизительно одиннадцать королей и королев правили в Полоннаруве до вторжения принца Магха в 1214 году н. э., прибывшим из страны Калинга. Нередко эти правители призывали на помощь тамильские силы из Индии, а впоследствии они начали борьбу друг против друга. Прибывающие силы опустошали страну, о чём можно сделать вывод из надписи на каменной мемориальной доске в районе Минипе. Магха правил страной 40 лет. И хотя Чулавамса утверждает, что он уничтожал буддизм и буддистские книги, существуют доказательства, что это уничтожение началось ещё с более ранних времён. Влияние Калинги проникло в страну ещё во времена короля Паракрамабаху. Будучи буддистами, люди из Калинги не были патриотами, что провоцировало частые конфликты между ними и ланкийцами. Выходцы из Калинги часто призывали на помощь тамильские силы, причинившие много ущерба этой стране, о чём повествует надпись в Минипе.


Уход из Полоннарувы


В силу вышеупомянутых причин местные жители покидали Полоннаруву и к концу первой четверти 13 века город вовсе опустел. Следующие пятьсот лет здесь правили джунгли, которыми порос город, а район был обозначен, как зараженный малярией регион страны.


Во время британского правления Полоннарува вновь привлекла к себе внимание, и были предприняты действия по её восстановлению. Работы по раскопкам и сохранению в регионе Полоннарувы, известном под названием Алахана Паривена, были доверены отделу археологических исследований Университета Перадении и выполнены в ходе реализации «Проекта Культурного Треугольника» археологами университета и несколькими архитекторами-восстановителями.


После этого экскурса в историю Полоннарувы мы хотим предложить посетителям краткий путеводитель по значимым археологическим местам. Так как древняя часть Полоннарувы располагается вдоль оси, направленной с юга на север, мы представляем памятники и сооружения в том же порядке с целью облегчить ориентацию.


01. Статуя Короля или Мудреца


Англичане утверждали, что изображение принадлежит королю Паракрамабаху Великого, но с обратной стороны статуи можно разглядеть надпись «Пулатиси», что опровергает версию о короле.


02. Потгул Вехера (монастырская библиотека)


Округлое здание на возвышенности, расположенное напротив статуи, известной как Статуя Пуласти, называется Потгул Вехера или монастырская библиотека. Вход в здание украшает каменная дверная коробка. Считается, что купол здания был построен целиком из кирпича, используя ступенчатую кладку. Вся внутренняя стена была когда-то расписана. Четыре маленькие ступы располагаются в углах верхней возвышенности. На нижней возвышенности находились монашеские кельи. Надпись гласит о том, что это сооружение было построено королём Паракрамабаху.


Однако очень сомнительным считается факт использования этого здания как библиотеки в виду следующих причин: 1) в данном здании нет окон, что препятствовало проникновению дневного света; 2) если считать, что в этом здании хранились книги, то должны были быть какие-либо полки или шкафы для их размещения, но в таком случае непонятно, зачем стены были расписаны; 3) похожие здания всегда использовались для хранения статуй Будды.


03. Паракрамасамудра (Море Паракрама)


Величайшее оросительное сооружение короля Паракрамабаху – Паракрамасамудра – было создано в результате объединения пяти небольших искусственных озёр. Водохранилища в Гиритале, Миннерии, Кавудулле и Кантале являются частями одной и той же оросительной сети. Паракрамасамудра было наполнено благодаря строительству дамбы на реке Амбанганга и каналу из водохранилища в Гиритале. Длина дамбы составляет 12,5 км и является одной из самых длинных дамб в мире. Последующие реконструкции привели к небольшим изменениям этой древней оросительной системы.


04. Археологический музей и информационный центр


Хорошо оборудованный музей для представления артефактов, найденных при раскопках в Полоннаруве, был построен в ходе реализации проекта Центрального Культурного Фонда по восстановлению района Алахана Паривена. Справа у входа находится зал, оснащённый аудио- и видеотехникой. В первой части музея представлены экспозиции, повествующие о значительных периодах в истории со времён Анурадхапуры до периода Полоннарувы. Вторая часть музея представляет культуру и быт людей во времена Полоннарувы. Другие части музея содержат план города и дворцового комплекса, артефакты и описания исторических международных отношений. В последнем зале музея находится богатая коллекция индуистских бронзовых статуй, которые изображают различные религиозные темы, распространённые в период Полоннарувы. Также в музее можно приобрести соответствующую литературу, посвящённую истории Полоннарувы.


05. ПРУДЫ И ПАРКИ


Пруды, вода к которым поступает по трубам из Паракрамасамудры, считаются творением короля Паракрамабаху. Одна из надписей на камянной доске утверждает, что квадратные пруды были сооружены королём Ниссанкамаллой. Пруд Ниссанкамаллы в парке Дипауяна известен под названием Ананта Покхарани.


06. МАВЗОЛЕЙ


Маленькое здание в древнем Дипауяне с облицованными штукатуркой стенами было названо мавзолеем. Предназначение этого здания до сих пор не определено. Подобное здание находится и у дворца Паракрамабаху. Возможно, это сооружение символизирует центральную гору Вселенной - Махамеру.


07. ДВОРЕЦ НИССАНКАМАЛЛЫ


Руины возле мавзолея считаются остатками дворца Ниссанкамаллы. Согласно надписям на каменных досках он решил построить для себя новый дворец, не захотев жить во дворце, построенном другим королём.


08. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ НИССАНКАМАЛЛЫ ИЛИ ЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА


Трон, на котором восседал король, известный как «львинный трон», - поддерживается величественной скульптурой льва, на животе которого сделана надпись. Здесь также можно увидеть меньших размеров трон наследника. Крышу этого красивого здания поддерживали четыре ряда каменных колонн. Надписи на каменных столбах доказывают существование чёткой иерархии в королевской системе того времени – каждый из них подписан как рабочее место определённого должностного лица. Это расположение также даёт возможность понять, кто был приближён к королю и кому он доверял больше всего.


09. ДИПАУЯНА (САД НА ВЫСТУПЕ)


Этот парк на острове является творением Паракрамабаху. Остров расположен рядом с домом отдыха на берегу Паракрамасамудры, неподалёку от крепости Ниссанкамаллы. На острове находились некоторые королевские сооружения, включая купель.


10. ДВОРЕЦ ПАРАКРАМАБАХУ


Кирпичное здание на территории внутренней крепости известно как Дворец Паракрамабаху. Хроники описывают этот дворец в мельчайших деталях, упоминая семь этажей и множество комнат. Дворец также известен под названием Вайджаянта Прасадая, что в переводе означает «огромное здание со всеми современными удобствами». Возле входа находится большой зал, который, скорее всего, исполнял роль зала для аудиенций. Стены здания необычайно толсты, а крыша и этажи, должно быть, были деревянными. Различные, меньшие по размерам, здания можно увидеть к югу и востоку от дворца. Скорее всего, они предназначались для королев и других высокопоставленных лиц.


11. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ПАРАКРАМАБАХУ


Этот конференц-зал – классический пример искусства древних мастеров каменной кладки. У входа в зал находится лунный камень и ступени, украшенные статуями макара - мифических существ индуистской мифологии, - над которыми расположены привлекательные статуи львов. Считается, что этот зал для аудиенций был специально построен королём для своих советников и юристов. Дизайн этого здания не сочетается с древними традициями. Например, лунный камень, балюстрады и другие присутствующие в этом здании элементы прежде использовались только при строительстве монастырей.


12. КУМАРА ПОКУНА (КОРОЛЕВСКАЯ КУПЕЛЬ)


Этот пруд находится между внутренней стеной и существующим сегодня каналом, который находится за конференц-залом. Возможно, купель была частью парка Паракрамабаху, известного под названием Нандана Уяна. Она состоит из павильона и уборной. Отличительной чертой является использование фонтанов для купания. Множество каменных прудов, разбросанных по всей территории Полоннарувы, использовались для хранения запасов воды.


Слово «кумара» в переводе означает «принц», «покуна» – «бассейн». Название этого исторического места было сформировано англичанами в 19 веке. Но следует учитывать тот факт, что этот бассейн находился за пределами территории резиденции королевской семьи – на территории монастырского комплекса, который окружал резиденцию. Поэтому предположение об использовании этой купели представителями королевской семьи очень сомнительно.


13. ШИВА ДЕВАЛА № 1


Шива Девала № 1 - масштабный каменный индуистский храм, расположенный возле Священного Четырёхугольника, занимает важное положение почти у входа в крепость. Поклонение Шиве берёт свое начало в Южной Индии. Этот храм, построенный в 13 веке с учётом традиций пандийской архитектуры, известен своей тонкой резьбой по камню, особенно фигурами лотосов. Сорт камня, использовавшийся в строительстве, имеет неместное происхождение и, вероятно, был привезён из других мест. Найденную здесь коллекцию бронзовых статуй можно увидеть сегодня в Музее Коломбо. Большинство статуй изображают Шиву вместе с его женой Парвати или танцующего Шиву. Груда кирпичей в этом месте указывает на то, что крыша была построена с использованием кирпичной кладки.


14. СВЯЩЕННЫЙ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК


Двигаясь вперед от Храма Шивы по ступеням справа, мы попадаем на территорию Священного Четырёхугольника. У основания ступеней находится небольшой ров с водой, в котором, по древней традиции, должны были омыть ноги пришедшие совершить поклонение. Почти все здания на территории Священного Четырёхугольника, построенные различными правителями, отражают архитектурные традиции периода Полоннарувы. Различные строения объединены в монастырский комплекс. Расположенные бок о бок буддистские и индуистские храмы указывают, по мнению археологов, на то, что буддизм и индуизм бесконфликтно сосуществовали в одно и то же время. Другой отличительной чертой этого места является то, что лунный камень, в отличие от лунного камня в Анурадхапуре, не содержит изображения быка. Возможно, это связанно с тем, что быку Нанди поклонялись как перевозчику бога Ишвары.


14(i). ВАТАДАГЕ (КРУГЛЫЙ ДОМ РЕЛИКВИЙ)


Круглое здание слева, которое можно увидеть при входе на территорию Священного Четырёхугольника, известно как Ватадаге. Вход в здание украшают расположенные у начала ступеней изящный лунный камень и охраняющие камни. Все охраняющие камни в этом месте прекрасно сохранились. В Ватадаге можно попасть преодолев пролёт в 8 ступеней, обрамлённых фигурами карликов. Каменные статуи Будды, находящиеся здесь, прекрасные образцы искусства. Также в этом месте можно увидеть статую кобры с семью капюшонами и каменную фигуру, украшенную резьбой. Ватадаге несколько раз подвергался реставрации во время правления различных королей, что привело к добавлению новых элементов. Пять кругов колонн – три снаружи и две внутри – поддерживали деревянную крышу. Это здание является свидетельством высокого уровня архитектуры в тот период. Находящаяся в музее модель довольно подробно показывает, каким было это здание в завершённом виде.


14(ii). ТХУПАРАМА (ДОМ C ИЗОБРАЖЕНИЕМ БУДДЫ)


Этот выполненный из кирпича монастырь со сводом, также известным как «гедиге» (стиль строительства здания полностью из кирпича, включая крышу), похож на дома с изображениями Будды Ланкатилака и Тиванка. Архитектура этого сооружения напоминает те формы, которые использовались во времена Анурадхапуры. Внутри этого здания есть несколько статуй Будды, вырезьбленные на специальном мраморе, который отражает солнечный свет. Таким образом был создан эффект освещения помещения изнутри. Прекрасное состояние этого здания, которое было заброшено в течение почти шести веков, свидетельствует о превосходстве древних архитектурных традиций.


14(iii). БОДХИГХАРА


Это сооружение когда-то охраняло дерево Бодхи, которое почитается буддистами как дерево, под которым Будда достиг просветления. Храм дерева Бодхи является неотъемлемой частью буддистского монастыря.


14(iv). НИССАНКАЛАТАМАНДАПА


Надпись на каменной доске гласит о том, что это здание является творением короля Ниссанкамаллы. По убеждению английских историков в этом месте король слушал буддистские проповеди, но предназначение здания говорит о том, что на самом деле здесь народ совершал поклонения Зубу Будды. Внешние стены здания, выполненные в форме деревянной ограды, украшенной орнаментом и соединённой каменными балками, напоминают ограду в монастыре Джетавана в Анурадхапуре. В центре здания расположена высеченная из камня небольших размеров ступа с обрезанным верхом, которая, возможно, использовалась как подставка для Зуба Будды во время поклонения.


Колонны в этом месте имеют необычную форму, символизирующую стебель лотоса, увенчанного цветком. Это очаровательное здание ярко свидетельствует о мастерстве строителей периода Полоннарувы.


14(v). ХРАМОВАЯ КОМНАТА


В этом разрушенном здании, находящемся к северу от Ниссанкалатамандапы, можно увидеть статую лежащего Будды. Здание, включая статую Будды, было целиком выполнено из кирпича.


14(vi). СТАТУЯ БОДХИСАТВА


Неподалёку от Ниссанкалатамандапы находится статуя, которая, как полагается, изображает будущего Будду – Бодхисатва. Статуя, некоторые части которой отсутствуют, повёрнута лицом к Храму Зуба Будды или Атадаге. Глаза Бодхисатва и глаза статуи Будды в середине храма Атадаге «смотрят» друг на друга и расположены на одном уровне.


14(vii). АТАДАГЕ (ХРАМ РЕЛИКВИЙ)


В переводе с сингальского языка «Атадаге» значит восьмой дом для Зуба Будды («ата» значит восемь, «да» - Зуб Будды, «ге» - дом).


Это здание, известное также как Далада Мандира и построенное королём Виджаябаху I, является Храмом Зуба Будды. Зуб хранился на верхнем этаже вместе со священной чашей, а на первом этаже находились священные изображения. Надпись на каменной доске на тамильском языке неподалёку от здания рассказывает о том, как надо охранять Зуб. Она указывает на то, что Виджаябаху использовал наёмных солдат «веллайккара» в качестве охранников. Надпись также упоминает о ритуале «нетрамангалла», который посвящался изображению Будды.


14(viii). ХЕТАДАГЕ (ХРАМ РЕЛИКВИЙ)


В переводе с сингальского языка «Хетадаге» значит шестидесятый дом для Зуба Будды («хета» значит шестьдесят, «да» - Зуб Будды, «ге» - дом).


Большое здание перед Круглым домом реликвий известно как Хетадаге. В это здание, которое считается третьим зданием, построенным наряду с Храмом Зуба Будды, можно попасть, пройдя по крыльцу. Рассказывается, что король Ниссанкамалла пожертвовал своего сына и свою дочь ради буддизма и получил их обратно после строительства этого храма. Первый этаж здания был выполнен из камня, а второй, скорее всего, из дерева. На крыльце можно увидеть изображённых на штукатурке музыкантов и танцоров, участвующих в шествии. Храм, размеры которого составляют приблизительно 40 на 30 метров, содержит три статуи Будды.


14(iх). ГАЛПОТА (КАМЕННАЯ КНИГА)


В переводе с сингальского языка «Галпота» значит каменная книга («гал» значит камень, «пота» - книга).


Находящийся на восток от Хетадаге, этот памятник представляет собой надпись, сделанную Ниссанкамаллой. Это самая большая надпись подобного рода на острове Шри Ланка. Её размеры составляют 8 на 4,30 метра. Символизируя манускрипт, сделанный из пальмовых листьев, этот памятник также известен под названием Галпота. Считается, что огромный валун для этого памятника был доставлен в Полоннаруву из Михинтале. Узкая вертикальная сторона памятника содержит изображение двух слонов, поливающих водой богиню Лакшми, и указывает на индуистское влияние. Надпись на памятнике гласит, что только выходцы из Калинги могут стать королями. Также она описывает процесс установления торговых отношений с другими странами. На памятнике ещё можно увидеть изображение лебедя и вьющегося растения.


14(х). САТМАХАЛ ПРАСАДАЯ


Это кирпичное строение представляет собой ступу необычной ступенчато-пирамидальной формы. Подобные постройки также существуют на севере Таиланда. Возможно, это здание было построено с целью привнесения необычных форм в ансамбль Священного Четырёхугольника. Похожие строения можно увидеть в странах Юго-Восточной Азии, в которых процветает буддизм. Сатмахал Прасадая, возможно, символизирует связь с этими странами. Первый шри-ланкийский археолог профессор Сенерат Паранавитана упоминает, что подобные здания существовали даже в период Анурадхапуры. Высота Сатмахал Прасадая делает это здание соразмерным монастырю Ват Кукут в северном Таиланде.


14(хi). УПОСАТХАГХАРА (ДОМ СОБРАНИЙ)


Строение, расположенное между Хетадаге и Сатмахал Прасадая, должно быть, использовалось в качестве дома собраний – Упосатхагхара.


15. ПАБАЛУ ВЕХЕРА


Кирпичная ступа, которую можно увидеть справа от Священного Четырёхугольника, известна как Пабалу Вехера. Эта средних размеров ступа имеет плоский верх. Существующая сегодня форма здания является результатом восстановительных работ археологов, и от неё, в частности, происходит название сооружения. Ступени ведут ко второму кругу у основания ступы, а вход в неё обрамлён каменной дверной коробкой. Вокруг ступы расположены статуи Будды и несколько домов с его изображениями. Легенда повествует, что ступа была построена в честь королевы Рупавати, которая была супругой короля Паракрамабаху.


16. ШИВА ДЕВАЛА № 2


Индуистский храм, расположенный возле Пабалу Вехера, известен как Шива Девала № 2. Он был построен во время правления чолов в Полоннаруве в посвящение королеве Ванаванма Деви – жене короля Раджараджа. Храм является ярким примером южноиндийской архитектуры. В центре храма находится лингам (мужской орган) бога Шивы, которому поклоняются последователи шиваизма. Вокруг храма также можно увидеть несколько изображений быков, которые напоминают о быке Нанди, перевозившем Шиву.


17. СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА ГОРОДА


На стыке дорог старого города находится древняя стена. Оснащенная ровом и сторожевыми комнатами, она свидетельствует о глубокой заботе о безопасности города, которую проявляли Виджаябаху и Паракрамабаху. Среди некоторых статуй индуистских богов, которые были обнаружены тут, стоит отметить статую бога Ганешы, которая сейчас находится на экспозиции в Археологическом музее. По обе стороны дороги, которая ведёт от Алахана Паривена к зданию Храма Зуба Будды, можно увидеть руины буддистских монастырей и индуистских храмов – например, Вишну Девала и Ганеша Девала.


18. МЭНИК ВЕХЕРА


В переводе с сингальского языка «Мэник Вехера» означает ступа с драгоценными камнями («мэник» - драгоценные камни, «вехера» - ступа).


Монастырский комплекс Мэник Вехера находится в парке, расположенном сразу к северу от стены на северной границе древнего города. Здание покоится на возвышенности и поддерживается высокими стенами. Вокруг кольца у основания ступы, – также известном как «песала валалу», – находятся скульптуры львов, сделанные из терракоты. Резная дверная коробка указывает на то, что ступа, возможно, имела крышу. Центр строения, по-видимому, был открытым. В дополнение к ступе, монастырь включает в себя также несколько домов с изображениями и Бодхигхара – храм дерева Бодхи. Вокруг этой ступы при раскопках было найдено много драгоценных камней.


19. РАНКОТ ВЕХЕРА (СТУПА С ЗОЛОТОЙ ВЕРХУШКОЙ)


В переводе с сингальского языка «Ранкот Вехера» означает ступа с золотой верхушкой («ран» - золото, «кот» - верхушка, «вехера» - ступа).


Большая ступа слева от входа в комплекс Алахана Паривена – это Ранкот Вехера. Два пролёта каменных ступеней ведут ко входу. Работы по строительству этой ступы были начаты королём Паракрамабаху, а закончены – королём Ниссанкамаллой. Эта ступа, высотой приблизительно в 53 метра, подверглась разрушению и была реконструирована во время британского правления. Окончательная реконструкция была проведена в ходе «Проекта Культурного Треугольника» под эгидой ЮНЕСКО. Слева от ступы было сооружено несколько прудов, которые служили источниками воды для буддистских монахов.


20. МОНАСТЫРЬ НА ЮГ ОТ РАНКОТ ВЕХЕРА


Заброшенная возвышенность на юг от Ранкот Вехера оказалась монастырским комплексом. Он включает в себя ступу, храм дерева Бодхи, дом с изображениями и, возможно, небольшой дом собраний. Таким образом, этот монастырь относится к типу монастырей, известному как «паббата-вихара», что в переводе с сингальского языка означает монастырь на горе («паббата» - гора, холм, «вихара» - монастырь).


21. МОНАШЕСКАЯ БОЛЬНИЦА


Следуя от Ранкот Вехера к Алахана Паривена, посетители могут ознакомиться с монашеской больницей, которая сравнительно недавно была открыта археологами «Проекта Культурного Треугольника». Этот уникальный монумент рассказывает нам многое о системе здравоохранения в Полоннаруве 12 века. На территории больницы была расположена лечебная ванна – Бехет-Орува (в переводе с сингальского языка «бехет» значит лекарство, «орува» - лодка). Она использовалась для лечения пациентов, подвергшихся змеиным укусам или страдающих от таких болезней как артрит, артроз и т.п. Во время раскопок в этом месте были обнаружены некоторые хирургические и медицинские инструменты, которые сегодня представлены в Музее Полоннарувы.


22. ГОПАЛА ПАББАТА


У южной границы Алахана Паривена находится естественное скалистое образование под названием Гопала Паббата (в переводе с сингальского языка «Гопала» - имя человека, «паббата» - гора, скала), в котором присутствует несколько пещер. Одна из этих пещер известна под названием Мадалая Алена – «пещера Мадалая». Она стала источником некоторых легенд, которые повествуют о заселении этого региона людьми. На своде пещеры присутствует надпись, которая, согласно палеографическим данным, была сделана во 2 веке до н. э. В то время представители элиты часто дарили монахам пещеры. Считается, что эта пещера также была подарена монахам главой клана, которого, возможно, звали Мадалая.


23. КОМЛЕКС АЛАХАНА ПАРИВЕНА


Алахана Паривена был большим монастырским комплексом, построенным Паракрамабаху I и предназначенным для образования монахов. Существует немало споров о границах этого комплекса. Согласно Чулавамсе северной границей комплекса является Гал Вихара (Древняя Уттарарама), а южной – Гопала Паббата. Монастырь был назван Алахана Паривена, что означает “кремационный монастырь”, по той причине, что до постройки монастыря данное место использовали для кремаций и захоронения. После постройки здесь продолжали кремировать представителей верховного духовенства и членов королевской семьи.


Алахана Паривена был построен на холме, поверхность которого была поделена на несколько уровней. Священные постройки, Баддха Сима Прасадая (Здание суда), Ланкатилака (Дом с изображением Будды) и Ступа Кири Вехера находятся на вершине холма, а места проживания монахов, купальни, колодцы, столовые и т. п. находятся на нижних уровнях. В результате раскопок, проведённых здесь «Проектом Культурного Треугольника», было найдено много интересных памятников и артефактов.


23(i). БАДДХА СИМА ПРАСАДАЯ (ЗДАНИЕ СУДА)


Баддха Сима Прасадая, или Здание суда, находится на высшей точке комплекса Алахана Паривена. Монахи использовали это здание для прослушивания дисциплинарного кодекса. В самом центре, на возвышении, находилось место, на котором располагался главный монах или сокровищница. Покрытые изящной резьбой колонны с изображением Пурна Гхаты располагались снаружи вокруг здания, указывая на эклезиастическое предназначение данной постройки. Здесь также можно увидеть ступенчатые окна, характерные для периода Полоннарувы. Согласно хроникам дом насчитывал двенадцать этажей.


23(ii). ЛАНКАТИЛАКА (ДОМ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БУДДЫ)


Держа путь дальше на север от Баддха Сима Прасадая, посетители могут увидеть Дом с изображением Будды – Ланкатилака. Это большое кирпичное здание было построено королём Паракрамабаху Великим. Статуя Будды, голова которого отсутствует, имеет в высоту 14 метров. Согласно хроникам это здание насчитывало пять этажей, и было украшено изображениями различных вьющихся растений, цветов и фигурами богов. Здание было построено из кирпичей довольно большого размера. Следует также отметить небольшую группу ступеней, которые вели к верхней галерее. Выход был построен в стене передней части дома, чтобы поклонники могли покинуть храм, не поворачиваясь спиной к Будде, согласно буддистской традиции. Это строение, основание которого имеет размер 41 на 22 метра, возможно, изначально достигало 33 метров в высоту.


Напротив этого здания можно увидеть строение с колоннами, которое принято считать Бодхигхарой. Однако некоторые источники предполагают, что здесь находился павильон барабанщиков.


23(iii). КИРИ ВЕХЕРА


В переводе с сингальского языка «Кири Вехера» означает молочная ступа («кири» - молоко, «вехера» - ступа).


Считается, что Ступу Кири Вехера, которая расположена к северу от Ланкатилака, построил король Паракрамабаху в память о своей супруге - королеве Субхадре. Также, существует мнение, что здание было построено самой королевой. Эта ступа, сохранившая оригинальную облицовку, является одной из наиболее сохранившихся ступ на острове Шри Ланка. Высота постройки составляет приблизительно 32 метра.


24. ГАЛ ВИХАРА


В переводе с сингальского языка «Гал Вихара» означает каменный монастырь («гал» - камень, «вихара» - монастырь).


Известное в хрониках как Гал Вихара или Уттарарама, т. е. «cеверный монастырь», это место – наиболее выдающийся и символичный памятник искусства периода Полоннарувы. Этот великий религиозный комплекс, созданный Паракрамабаху, включает в себя четыре каменных статуи, вырезанных из гранитной скалы. Первая статуя – это сидящий в медитативной позе Будда. Вторая – статуя в углублении под названием «Виджадхара-гуха» с надписью, сделанной рядом. Третья статуя – стоящий Будда. И, наконец, четвёртая – лежащий Будда. Место первой статуи Будды в медитативной позе украшают скульптуры льва и символа, известного под названием «ваджра». Голову Будды обрамляет красивый ореол. Рядом со статуей в углублении можно увидеть статуи Брахмы и Вишну. Предполагается, что эта статуя символизирует просветление Будды. Надпись рядом с углублением известна под названием «Полоннару Катикавата». Она описывает правила, установлённые монахами.


Историк Белл утверждает, что стоящий Будда со скрещёнными на груди руками символизирует «Ананда Тхера» (монах Ананда) во время смерти Будды – «париниббаны». Однако, согласно историку Прематиллеке, эта статуя символизирует вторую неделю после просветления, когда Будда выразил почитание дереву Бодхи, под которым он достиг просветления. Лежащая статуя Будды, длинна которой составляет около 15 метров, символизирует париниббану, т. е. смерть Будды.


25. ДАМИЛА ТХУПА


Это самая большая ступа в Полоннаруве, диаметр которой у основания составляет 200 метров. С первого взгляда, она может показаться незаконченной попыткой превратить существующий холм в ступу. Недавние раскопки, проведённые в ходе «Проекта Культурного Треугольника», действительно показали, что ступа была построена вокруг существующего кварцитового холма. В центре плоского верха ступы находится еще одна ступа меньших размеров. Если бы удалось закончить возведение этой ступы, она была бы самой высокой в мире и составляла бы больше 210 м в высоту, но из-за смерти короля Паракрамабаху Великого строительство остановилось.


26. НЕЛУМ ПОКУНА (ПРУД ЛОТОСА)


Этот вырезанный из камня в форме лотоса пруд, известный как Нелум Покуна или Пруд лотоса, находится в западном направлении от дороги, ведущей к Тиванка (Дом с изображением Будды). Стены этого округлого пруда образованы ступеньками, которые постепенно уменьшаются, спускаясь ко дну. Археологи утверждают, что столь утончённые пруды являются тем творением архитекторов Полоннарувы, которым они, за счет эстетического многообразия, стремились искупить отсутствие грандиозности, которая присутствовала в Анурадхапуре. Другие такие пруды в форме лотоса, в которых, скорее всего, находилась вода для монахов, можно обнаружить сегодня на территории монастыря. Заросшие лесом, они покоятся в руинах, ожидая своего восстановления.


27. ТИВАНКА (ДОМ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БУДДЫ)


Согласно археологам, Тиванка (Дом с изображением Будды), который находится к северу от Пруда лотоса, заслужил славу, благодаря нескольким причинам. Здесь находится одна из самых высоких, выполненных из кирпича, статуй Будды. Её название – Тиванка – означает «согнутый в трёх местах» – плече, бедре и колене. Храм также содержит уникальную коллекцию стенных росписей. Поклонники Будды могли ходить вокруг здания и совершать поклонение в специально отведённом пространстве между первой и второй стенами. Наиболее значимые росписи находятся на внутренних стенах. Крыльцо и передняя часть здания содержат изображения историй «Джатака» – повести о предыдущих рождениях Будды, а на части под потолком – антрале – можно увидеть историю о том, как боги просят Бодхисатву в небесах Тусита о его рождении в мире людей. Внутренние росписи изображают различные истории из жизни Будды. Одна до сих пор различимая роспись изображает «снисхождение Будды с небес по лестнице Санкхасса». Наружные стены покрыты декоративными изображениями богов на троне, других божественных существ, карликов, Бохдисатвы, лебедей, львов и лотосов. Считается, что этот дом изображений в определённой степени отображает индуистское влияние.


28. НАИПЕНА ВИХАРА (ИНДУИСТСКИЙ ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС)


Два индуистских здания, расположенных к югу от выезда на главную дорогу между Полоннарувой и Хабараной, известны как Наипена Вихара. Фактически это развалины индуистского храмового комплекса, который включал в себя храм Шивы и храм Вишну. Наипена Вихара – название, означающее «храм капюшона кобры», произошло от украшения в форме капюшона этой змеи на ступике храма Вишну. Храм, расположенный на юг от Наипена Вихара, посвящён богу Шиве. Эти строения были сооружены во время пребывания Полоннарувы под южноиндийским влиянием. Рядом расположены несколько других храмов, посвящённых Шиве. Большинство изображений Шивы, которые сегодня можно увидеть в археологическом музее Полоннарувы, было найдено в этом месте.


29. ВАСАНТА МАЛИГАВА (ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ)


Васанта Малигава – творение короля Паракрамабаху – находится на дороге, ведущей к Паракрамасамудра. Ветра, веющие над Паракрамасамудрой, приносят этому месту приятную прохладу. Традиция строить летние дома для королей просуществовала со времен Анурадхапуры до кандийского периода.


30. ПИТИДАНА-МАНДАПА


Существует история, рассказывающая о том, что король Ниссанкамалла построил грандиозный зал в месте подаяний просящим милостыню. Место строительства этого зала сегодня определено к северу от Паракрамасамудры, ближе к скоплению индуистских храмов, находящихся в стороне от дороги между Полоннарувой и Хабараной. От этого здания сегодня остался лишь бугор, покрытый растительностью. Рисунки ранних археологов показывают, что постройка состояла из двух частей. Надпись, найденная в этом месте, гласит, что король основал здесь фруктовый сад. Собранные плоды предназначались исключительно для просящих милостыню. Если другие люди нарушали это правило, то они лишались своего имущества и, таким образом, сами были вынуждены просить подаяние.


На главную страницу