|
|
Главная |
|
|
Отзывы |
|
|
Святые места Будды |
|
|
История Шри-Ланки |
|
|
Хроники |
|
|
Города |
|
|
Побережье |
|
|
Отели |
|
|
Валюта |
|
|
Разговорник |
|
|
Аюрведа |
|
|
Свадебные церемонии
|
|
|
Национальные парки |
|
|
Водопады |
|
|
Экскурсии |
|
|
Драгоценные камни |
|
|
Гадания |
|
|
Карта Шри-Ланки |
|
|
Информации |
|
|
О себе
|
Город, Дворец и Королевские Сады.
Сигирия, один из крупнейших археологических памятников Азии, представляет собой уникальный образец архитектуры, городского планирования, создания инженерных и гидравлических сооружений, садов, произведений искусства V века. Сигирия, расположенная на огромной скале на высоте 200 метров, привлекает внимание красотой природы и представляет огромный интерес для истории. Равнина Сигирии, которая пролегает на территории древних поселений между историческими столицами Анурадхапурой и Полоннарувой, до сих пор сохраняет большую часть лесного массива; многие из сохранившихся деревень и искусственных водохранилищ датируются первым тысячелетием до нашей эры. Сигирия, которая, по сути дела, в V в. н. э. являлась столицей, представляет собой укрепленную и обнесенную рвом скалу, украшенную в западной части знаменитыми рисунками, с дворцовым комплексом на вершине, искусно возделанными садами, большими рвами и крепостными валами.
Однако история Сигирии прослеживается с незапамятных времен до XVII – XVIII в. в. Наиболее ранние свидетельства человеческого присутствия здесь были обнаружены в пещере Алигала, которая расположена к востоку от скалы Сигирия. Это крупнейший доисторический памятник периода мезолита, включающий рад поселений, которые могли быть созданы в период от пяти тысяч лет назад до начала исторических времен. Исторический период в Сигирии начинается около III века до н. э. с основанием буддистского монастырского поселения на каменистых западных и северных склонах холма вокруг скалы. Подобно другим памятникам этого периода, искусственные убежища в скале, или пещеры с глубокими выступами были вырезаны в основаниях нескольких больших глыб. Существует всего 30 подобных убежищ, многие из них, благодаря дарственным надписям, высеченным на передней части скалы около входа, можно отнести к периоду между III в. до н. э. и I в н. э. Надписи говорят о том, что пещеры были подарены буддистскому монастырю для использования в качестве жилищ.
Касиапа и архитектор.
Вхождение Сигирии в политическую историю Шри-Ланки стало драматичным, если не сказать трагичным. Сигирия появляется на политической арене в последней четверти пятого века, во время царствования короля Датусена I (459-477 н. э.), который правил в древности в столице Анурадхапуре. Принц Касиапа, королевский сын от супруги нецарских кровей, и Мигара, племянник короля и командующий армией решили захватить трон и казнить Датусену. Касиапа, осыпанный бранью за отцеубийство, основал новую столицу в Сигирии, а коронованый принц, его сводный брат Моггаллана, уехал в изгнание в Индию. Касиапа I (477-495 н. э.) и его архитекторы дали этому месту его нынешнее имя «Симха-гири», или Львиная гора, объясняющее структуру и общий план комплекса, который мы видим сегодня. Короткий период правления Касиапы был золотым веком Сигирии.
После правления Касиапы Сигирия вновь стала буддистским монастырем, и этот период, по всей вероятности, продлился до XIII – XIV в. в. Далее Сигирия исчезает на некоторое время из истории Шри-Ланки, а затем снова появляется в XVI – XVII в. в. как аванпост и военный центр королевства Канди. В середине XIX века любители древностей начали проявлять интерес к этому месту, а несколько десятилетий спустя здесь начали работать археологи; таким образом, раскопки проводятся здесь уже более 100 лет, начиная с 1890-ых годов. Проект «Культурный треугольник» начал работать в Сигирии в 1982 г. и сосредоточил внимание не только на таких знаменитых и самых впечатляющих частях Сигирии, как королевский комплекс на скале, дворец, сады и укрепления «западной границы», но также и на всем городе и сельской местности.
|
Внешний облик города
Важнейшей причиной интереса археологов является то, что Сигирия – один из наилучшим образом сохранившихся и искусно построенных городов Южной Азии первого тысячелетия новой эры. Сейчас нам известно, что город состоял из ряда концентрических зон, самая дальняя из которых, еще не полностью восстановленная, по всей видимости, формировала правильный прямоугольник. Центр этих следующих один за другим зон – огромная скала Сигирия, возвышающаяся над равниной на 200 метров. На ее вершине есть частично природное, частично искусственное ступенчатое плато площадью 1,5 гектара. На этом плато расположен королевский дворец и дворцовые сады.
Дворец возвышается на 360 метров над уровнем моря и на 200 метров над окружающей равниной. На плато внизу с востока на запад растянулись два укрепленные зоны площадью 90 и 40 гектаров. Вокруг самой скалы расположена укрепленная цитадель или внутренняя территория, занимающая около 15 гектаров. Цитадель имеет форму неправильного эллипса, более или менее напоминающего внешние склоны холма вокруг основания скалы. Эта гористая местность украшена террасами, формирующими сад вокруг скалы. Она также включает пещеры и укрытия, которые создают характерный архитектурный облик садов как на западе, так и на востоке цитадели.
Территория к западу от цитадели представляет собой королевский сад геометрической формы, или парк, с тщательно продуманной системой водохранилищ, наземными и подземными гидравлическими сооружениями. Она окружена тремя валами и двумя рвами, формирующими прямоугольник, длина сторон которого внутри около 900 и 800 метров. К востоку от цитадели расположена «восточная территория», или «внутренний город», прямоугольной формы, длина его сторон – около 700 метров с востока на запад и 500 метров с севера на юг, с высоким земляным валом, воротами и остатками рва. В современной науке считается, что эта территория с остатками строений предназначена для совершения религиозных обрядов, в отличие от большого центрального павильона, выпрямленного по длине, с невысокой скалой у выхода. Самый дальний вал комплекса Сигирии представляет собой сегодня низкий, сильно разрушенный остаток земляной насыпи, отделяющий до сих пор не исследованную территорию резиденции, или «внутренний город». Данная территория более или менее напоминает прямоугольник 1000 на 1 500 метров с двумя выходами на востоке, с пригородными поселениями позади северных стен и огромным искусственным озером Сигирия на юге.
Среди самых интересных моментов в планировке города Сигирии – его геометрические формы и общий замысел построения. Город спланирован по модели квадрата. По замыслу архитектора город простирается наружу от центра дворцового комплекса на вершине скалы. Восточный и западный входы расположены таким образом, что находятся на одной оси по сравнению с центром. Королевские водные сады, рвы и валы западной территории построены по «эхо-плану», повторяющему как ось север-юг, так и ось восток-запад.
Общая концепция построения Сигирии представляет замечательную комбинацию идей симметрии и асимметрии в гармоничной взаимосвязи геометрического плана и природных форм.
|
Изображения апсар
Наиболее известная достопримечательность комплекса Сигирии – рисунки в углублении скалы, расположенные на высоте более 100 метров над землей, выполненные в V веке. Эти рисунки, до которых можно добраться сейчас по винтовой лестнице, сделанной в новое время, представляют собой фрагменты огромного комплекса живописи, который когда-то простирался широкой полосой через западную поверхность скалы. По всей видимости, нарисованная полоса тянулась к северо-восточному углу скалы, покрывая таким образом пространство около 140 метров длиной и в самом широком месте – 40 метров высотой. Как писал Джон Стилл, «вся поверхность скалы представляла собой гигантскую картинную галерею… возможно, самую большую картину в мире» (Стилл 1907, 15).
На всех этих остатках некогда величественной живописи представлены женские фигуры, расположенные в двух углублениях на поверхности скалы. Они известны как «Выбоина с фреской А» и «Выбоина с фреской В». Три других углубления, выбоины с фресками C, D, F, находящиеся выше на поверхности скалы, также содержат следы штукатурки и краски и, по крайней мере, в одном случае, фрагменты нарисованных фигур. В других местах также обнаружены следы штукатурки и краски, которые говорят о величине полосы рисунков. Рисунки представляют апсар , или божественных нимф, общий мотив религиозной живописи Азии.
Рисунки Сигирии привлекали к себе внимание в древности, они также представляют интерес и в наше время. Поэма в камне на Зеркальной стене, описанная выше, датируется периодом от VI до XIII или XIV в. в., большей частью посвящена девушкам на рисунках, которые, по всей вероятности, также были изображены в XVIII веке художниками из Канди на фресках в Дамбуле. Археологические описания фигур первой фрески относятся к 1830-ым годам. Первые точные описания XIX в. основаны на исследовании рисунков посредством телескопа с равнины внизу. Первым человеком, который в наше время смог приблизиться к фреске, стал инженер по имени Муррэй из Департамента общественных работ. Он сделал рисунки, скопировал их в пастели и опубликовал в 1891 году.
Однако серьезное исследование фресок берет начало с археологических раскопок в Сигирии Х.С.П. Бэлла в 1894 году и с публикации факсимильных копий в масле, которые выполнил Мухандриам Д. А. Л. Перера в 1896-97 г. г.
|
Значение и стиль
Самый важный вопрос, который остался без ответа, заключается в том, какое место данные фигуры занимали во всей композиции разрисованной полосы, протянувшейся поперек скалы. Их фрагментарная природа и необычное расположение привели к тому, что рисунки Сигирии были интерпретированы самыми разными способами, иногда совершенно фантастическими. Из предположений, достойных научного рассмотрения, тремя самыми важными являются трактовки Бэлла, Ананда Кумарасвами и Сенерат Паранавитана.
Апсары – в ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод упоминаются в «Ригведе». Ср. с греч. нимфами, славянскими русалками.
Идея Бэлла о том, что они изображают девушек из двора Касиапы в религиозном шествии к гробнице в Пидурангале, является чисто умозрительной и не имеет прецедентов в истории шри-ланкийского искусства того времени. Однако представляется вполне вероятным, что моделями для художников Сигирии послужили девушки из двора и орнамент их костюмов, а также то, что рисунки представляют атмосферу, идеал красоты и отношение к женщине верхушки общества того времени.
Описанная идея составляет часть гипотезы, объясняющей Сигирию как выражение культа божественной королевской власти, а весь дворцовый комплекс – как символическую реконструкцию жилища бога Куверы.
Несмотря на то, что данное отождествление может показаться нам сегодня слишком надуманным и очень специфическим, чтобы принять его в целом, предлагаемый Паранавитаной подход к интерпретации дворца Сигирии и королевской резиденции как выражению идеи божественной королевской власти обращает нас к важной социологической составляющей в понимании древних произведений искусства. Несомненно, что пространственная организация и символика комплекса Сигирия глубоко обусловлены культом короля и идеологией королевской власти. Великая ткань рисунка на поверхности скалы, дворец на вершине и лестница в образе льва являются частями единого целостного символического языка, выражающего королевскую власть и ритуальный статус.
Данное Кумарасвами определение сигирийских женщин как апсар согласуется с широко распространенной в Южной Азии традицией и является не только самым простой, но также наиболее логичной и приемлемой интерпретацией. Современные исследования доказывают эту идею тем, что апсары часто представляются в литературе и искусстве как небесные существа, которые несут цветы и славу. Мы можем сказать практически с полной уверенностью, что изображенные на скале женщины – это небесные нимфы, в сущности очень напоминающие тех, что были нарисованы в XIII в. на стене в Дамбуле, но также возможно, что они имеют множество значений и функций и являются в то же время и выражением королевского великолепия и статуса, и художественным воплощением дворцовой жизни, имеют с эстетическое значение и эротический подтекст.
Подобная интерпретация, допускающая двойственность на разных уровнях, позволяет нам принять предположения как Бэла, так и Паранавитаны. Это также делает возможным для нас рассмотрение полосы фресок в Сигирии как редкой и сохранившейся с давних времен цитрасалы, или картинной галереи, хорошо известной в индийской литературе и представленной в оценке Кулавамсы дворца Паракрамабаху и в залах Полоннарувы.
Вопрос о стиле и авторстве фресок был настолько же спорным, как и их интерпретации. Первые исследователи, такие, как Бэлл и даже Кумарасвами, рассматривали их как продолжение традиции школы Айанта в центральной Индии или связанных с ней традиций багх или Ситтанвасал в Южной Индии. Бэлл также предположил, что «художники обучались в той же школе (возможно, у тех же мастеров) в которой выполнены как индийские, так и цейлонские фрески». Эти взгляды были выражены в то время, когда о характере шри-ланкийской живописи было известно очень немного.
Бенжамин Роуланд был практически первым, кто внимательно изучил технику живописи в Сигирии и отметил, чем она отличается от Айанты и других субконтинентальных школ: «Фрески Сигирии, помимо их размеров и красоты, вероятно, привлекают внимание по причине большой свободы, которую они демонстрируют в то время, когда искусство стремилось ко все большей сдержанности в оформлении жестких канонов красоты. Апсары имеют богатое, здоровое тело, в противоположность многим шедеврам индийского искусства, которые представляют изящество болезненности и упадка. Эти рисунки являются более броскими по сравнению с утонченной живописью Индии, применены более яркие и интенсивные тона, чем те, которые использованы в храмах Деккан» (Роуланд 1938, 84).
Данные положения были доказаны и развиты современными шри-ланкийскими учеными, которые справедливо утверждают, что, в то время как шри-ланкийские фрески принадлежат к той же традиции Южной Азии, что и различные субконтинентальные школы того времени, специфические черты и историческая преемственность шри-ланкийской традиции позволяет им занять их собственное место в искусстве. Таким образом, фрески Сигирии представляют самые ранние из сохранившихся образцов шри-ланкийской школы классического реализма, уже полностью сформировавшейся в V веке.
Рисунки сада камней
Живопись Сигирии не ограничивается рисунками на самой великой скале. Не меньший интерес в археологическом и эстетическом плане представляет ряд рисунков, хотя и не настолько хорошо сохранившихся, которые были найдены в пещерах у подножия скалы в том месте, где во времена Касиапы располагался сад камней. Это был также центр древних монастырей и монастырей, существовавших после Касиапы. В Сигирии было найдено около тридцати пещер и арок, сделанных из природных камней).
Значимые фрагменты рисунков можно увидеть на последних пяти из них. Многие другие содержат следы штукатурки и краски и составляют громадный комплекс раскрашенных пещер и укрытий на всей территории сада камней.
Наиболее величественная композиция найдена на большом оштукатуренном пространстве в седьмой пещере; на ней можно увидеть расплывчатые очертания нескольких женских фигур, несущих цветы и двигающихся в середине облака, снова в северном направлении, сильно напоминающих апсар на главной скале выше. Даже в орнаменте и общей трактовке фигур эти женщины сильно напоминают тех, которые изображены на знаменитых фресках, исключая тот факт, что по крайней мере три из них не обрезаны по талии облаками, а представлены в полный рост с согнутыми ногами, в обычной летящей позе. Всего здесь представлено около полудюжины различных форм, едва различимых по контуру.
Самыми необычными и, без сомнения, наиболее эффектными образцами изобразительного искусства Сигирии являются остатки фресок на потолке пещеры в скале, известной как пещера «Змеиный капюшон» (пещера 9), из-за похожей на змею формы. Сама пещера датируется древнейшим периодом поселений в Сигирии и имеет дарственную надпись, принадлежащую последним векам до новой эры. Роспись сочетает геометрические формы и мотивы со сложными рисунками в виде спиралей и завитков. Она без преувеличения является шедевром экспрессионизма, демонстрирующим огромный размах воображения и художественные эффекты, которые нельзя обнаружить ни на одном другом сохранившемся памятнике шри-ланкийского изобразительного искусства. Характеристики стиля написания картин и цветовой тонировки сигирийской школы достойны пристального внимания. Можно не сомневаться, что этот навес выполнен в то же время, что и фрески на главной скале.
Дальнейшие археологические работы в пещерах сада камней и детальное исследование слоев штукатурки и краски даст нам более четкое представление о последующих фазах развития изобразительного искусства в Сигирии.
В целом фрески на территории сада камней в Сигирии, хотя и плохо сохранившиеся, представляют собой важные свидетельства того, что сигирийская школа существовала, вероятно, до XII - XIII веков. То же самое показывают слои штукатурки и краски, состояние которых позволяет судить о нескольких последующих фазах развития изобразительного искусства в Сигирии.
Сигирийски надписи
Рисунки Сигирии переносят зрителя на много веков назад. После того как в V или VI веке дворец был оставлен и на территории садов воды и камней на западе от скалы был основан монастырь, Сигирия стала местом паломничества для путешественников со всей страны, которые приходили, чтобы посмотреть рисунки, дворец и лестницу со львом. Вдохновленные рисунками, они слагали поэмы, которые обращали к изображенным на них женщинам, и писали стихи на хорошо отполированной поверхности Зеркальной стены, прямо под рисунками. Стену и часть оштукатуренной поверхности пещер внизу покрывают сотни таких выбитых стихов, известных как «сигирийские надписи», датируемых от VI до начала XIV в. Около 700 из них расшифрованы Паранавитаной, другие 150 недавно Бенилле Прийанкой. Поэмы, выражающие мысли и эмоции древних посетителей Сигирии, представляют собой не только комментарии к самим рисункам, но и проникновение в атмосферу того времени, с его культом чувственности, оценку искусства и красоты.
«Искусство об искусстве»: ранние сувенирные скульптуры
Тесно связаны с рисунками и поэзией несколько миниатюрных терракотовых фигур, найденных среди обломков на территории Сада камней вблизи западного склона у подножия горы Сигирии. Они относятся к интереснейшим археологическим находкам, обнаруженным в первое десятилетие исследования «культурного треугольника». Большая часть из них представляет собой женские фигуры, выполненные в стиле, близком к классическому реализму среднеисторического периода (приблизительно VI - XIII в.). Модели выполнены в трех измерениях, имеют анатомическое строение и содержат декоративные детали. Исходя из археологического контекста и учитывая стиль, мы можем приблизительно отнести их к периоду между VII и X веками. Насколько нам известно, терракотовые фигуры такого типа были найдены только в Сигирии, но они имеют явное сходство с современной традицией изготовления терракотовых скульптур, которая распространена и в других регионах.
Особенно интересно то, что эти фигуры представляют модели известных апсар с фресок Сигирии. Идея единства скульптуры и рисунка, то есть соответствия между образами в трех и двух измерениях, является основополагающим принципом искусства Южной и Юго-Восточной Азии. Редким, а возможно, даже уникальным для этого раннего периода является то, что мы обнаруживаем древние произведения искусства, в которых сознательно представлены миниатюрные репродукции других произведений искусства; этот феномен может быть охарактеризован как «искусство об искусстве».
Соответствие между рисунком и скульптурой и уменьшенный размер последней (обычно около 10 – 20 см) предполагает, что фигуры можно переносить и что они не являются частью какой-либо фиксированной архитектурной формы. Все это говорит о том, что перед нами «модели», или «сувениры». Конечно, производство сувениров для того, чтобы паломники, посещающие известные религиозные центры, могли их унести, было распространено в искусстве Азии. Однако Сигирия стала редким в археологической практике примером объекта, который представлял чисто светскую эстетическую ценность.
Стихи были большей частью адресованы женщинам на фресках; терракотовые фигуры, по всей вероятности, были изготовлены как сувениры, которые могут унести с собой те, кому нравятся рисунки. Такая интерпретация согласуется со взглядом на фигуры как на декоративные изображения, связанные с монастырем, в развалинах которого они были найдены.
Сигирийские фигуры, как и стихи на Зеркальной стене, несомненно, являются образцом «искусства об искусстве». Они интересуют нас не только как прекрасные терракотовые скульптуры, но и как уникальные исторические документы, дополняющие знания об обществе того периода, полученные из стихов.
Королевские сады
Одним из важнейших объектов, на котором сосредоточилось внимание исследователей «культурного треугольника», стал сад Сигирии. Сигирия представляет уникальный образец древнейшего спроектированного сада в мире, чей общий план и важнейшие черты хорошо сохранились.
Здесь обнаруживаются три различные, но взаимосвязанные формы: водные сады; пещеры и сады камней; сады на равнине и на склонах, окружающих скалу. Сочетание этих трех видов садов обнаружены также в дворцовых садах на вершине скалы.
Водные сады
Водные сады, занимающие центральную часть западной территории, являются, пожалуй, наиболее обширными и замысловатыми. Три основных сада простираются вдоль оси восток-запад. Крупнейший из них, сад 1, состоит из центрального острова, окруженного водой и связанного с основной территорией дорогами, направленными к центру. Сад Сигирии, спланированный таким образом, является одним из самых старых сохранившихся образцов хорошо известной древней формы сада.
Сад в целом представляет собой место, огороженное стеной, с воротами у каждой дороги. Самые большие ворота, расположенные на западе, имеют тройной вход. Впадина, оставленная массивным бревном дверного косяка, показывает, что в этом месте существовал шлюз с бревенчатой и кирпичной кладкой и черепичной крышей.
Сад 2, «сад фонтанов» - это узкий двухуровневый сад. Нижняя, западная половина имеет два длинных, глубоких бассейна со ступенчатыми пересекающимися секциями. Мелкие спиралевидные течения устремляются в эти бассейны, устланные мраморными плитами и ограниченные бордюрами. Фонтаны, состоящие из округлых известняковых пластин с симметричными отверстиями, разнообразят этот серпантин. Они питаются подземными водными каналами и действуют по простому принципу силы притяжения и давления. При условии очистки и восстановления подземных каналов фонтаны действуют в дождливую погоду даже сегодня.
На противоположных сторонах сада расположены две сравнительно небольшие емкости из известняка, имеющие квадратную форму. Основательно сконструированные, они могли функционировать как хранилища для воды или напорная камера для течений и фонтанов. Восточная часть сада, которая возвышается над западной секцией, претерпела некоторые изменения, а извилистые течения и укрытие с постаментом из известняка были практически такими же, какими мы наблюдаем их сейчас.
Сад 3, расположенный на более высоком уровне, состоит из обширной равнинной территории и холмов. В северо-восточном углу находится восьмиугольный бассейн и терраса у подножия возвышающегося камня, которые формируют эффектный контраст скалы и воды на самой вершине, где «встречаются» водный сад и сад камней. Подиум и сток для воды напоминают «павильон для купания» в дальней части бассейна.
У восточной границы сада 3 находится широкий вход, массивный кирпич и каменная стена цитадели. Стена цитадели представляет впечатляющий фон для водных садов, который напоминает еще более эффектный вид, открывающийся с вершины великой скалы на востоке. Если смотреть со стороны водных садов, стена простирается от возвышающегося камня сада 3 до двойной крепости на юго-востоке, сформированной широкими кирпичными стенами и рядом камней, которые окружают пещеру и вырезанный в скале постамент.
Три водных сада формируют основной ряд прямоугольников различных размеров и типов, объединенных вокруг центральной оси восток-запад. Двигаясь отсюда к более широкой части общего западного пространства, мы видим, что другой доминирующей чертой являются четыре больших окруженных рвом острова, организованные относительно оси север-юг в форме полумесяца, пересеченного центральной осью водного сада. Такая планировка соответствует принципу симметричного повторения: два внутренних острова с одной стороны и два внешних острова с другой стороны формируют пары.
Два внутренних острова, расположенные близко к границе сада фонтанов, расположены на краю скалы. Их окружают высокие каменные стены и широкие рвы. Равнинная поверхность острова была занята «летними дворцами» (по-сингальски sitala maliga, или «прохладные дворцы»), или водными павильонами. Мосты, построенные на поверхности скалы, обеспечивали доступ к этим «дворцам». Далее к северу и к югу, практически на границе с крепостными валами, расположены два других окруженных рвами острова; они до сих пор не открыты, но их существование явно подразумевается планом деления на четырехугольники.
Сложно связан с водными садами западной территории двойной ров, который их окружает, и искусственное озеро, простирающееся на юг от скалы Сигирия. Раскопки показали, что бассейны связывала сеть подземных каналов, которыми изначально питалось озеро; каналы же изначально питались от озера Сигирия и были, вероятно, связаны в различных точках с окружающими рвами.
Миниатюрный водный сад
К западу от водного сада 1 последние раскопки обнаружили миниатюрный водный сад, сильно отличающийся по характеру о тех, которые были описаны выше.
Можно увидеть по крайней мере пять различных частей этого сада, каждая из которых сочетает укрытия из кирпича и известняка с мощеными водозаборными устройствами и изогнутыми желобами для воды. Две части в северном и южном концах сильно разрушены, но общий план основного пространства сада и трех центральных разделов хорошо различим.
Поразительная черта этого «миниатюрного» сада (его длина около 90 метров, ширина - 30) – использование водного пояса с вымощенными булыжником или мрамором полами, покрытыми мелким, медленно текущим слоем воды. Они, без сомнения, служили в качестве охлаждающих устройств и в то же время имели большое эстетическое значение, производя интересные зрительные и звуковые эффекты.
Другой отличительной чертой является сложная геометрическая планировка сада. Воплощая симметрию и характеристики «эхо-плана» водных садов в целом, этот миниатюрный сад представляет намного более сложный комплекс, состоящий из зданий с черепичной крышей, водозаборных сооружений и желобов для воды, чем это можно обнаружить где-либо в Сигирии, даже более сложное, чем прекрасный «сад фонтанов».
По всей вероятности, этот недавно открытый сад строился в несколько этапов. Насколько мы можем судить на данной фазе нашего исследования, сад по замыслу должен воплощать в миниатюре макроплан Касиапы, и поэтому принадлежит к последней четверти пятого века. Но он, вероятно, позднее был достроен и реконструирован, а затем заброшен, и снова частично выстроен в последней фазе периода, последовавшего за правлением Касиапы, между X и XIII веками.
Судя по всему, подобный сад скрыт внизу под газонами параллельного сектора северной части водных садов, на котором еще не производились раскопки; этот сад является «двойником» описываемого сада на юге.
Сад камней
Планировка сада камней, в основе которой заложена идея естественности, противоположна симметричным геометрическим формам водных садов. В саду проложен ряд извилистых дорог, связывающих несколько массивов больших природных камней, которые протянулись от южных склонов холма Сигирия к северным склонам под плато, с лестницей в виде льва. Одной из самых примечательных черт этого сада камней является то, что почти каждая скала и камень имеет строение или укрытие наверху. Выступы, которые представляются нам сейчас ступенями, или канавами, или рядом углублений по сторонам или на вершинах камней является на самом деле основаниями древних кирпичных стен, бревенчатых колонн и балок.
Среди достопримечательностей сада следует также отметить «Скалу-чашу», которая получила название от большой емкости, сформированной массивными гранитными плитами, и скалу «Зал заседаний» которая имеет плоскую вершину и большой пятиметровый выступ, высеченный из цельной скалы. Примечательно также, что на «Скале для молитвы» расположен ряд ячеек и плоские выступы. Для того чтобы выяснить изначальное местоположение дороги в саду камней, необходимо сделать раскопки; но мы имеем сейчас по крайней мере два свидетельства – это две «каменные арки» и лестница из известняка, а также лестничные пролеты и переходы, сконструированные из полированных мраморных блоков и плит. Вертикальные «стоки», вырезанные в нескольких местах со стороны скал, показывают, что направляющие для воды также являлись частью архитектуры сада.
Сады на равнинах и холмах
Третья форма сада в Сигирии, сады на равнинах, были выполнены на естественном холме у подножия скалы Сигирия посредством нескольких каменных стен, каждая терраса возвышалась над другой, и все они располагались вокруг скалы.
Огромная кирпичная лестница со ступенями из известняка пересекает сады с террасами на западе, соединяя главную дорогу сада камней с отвесной стороной самой главной скалы Сигирия. Отсюда крытая галерея обеспечивает доступ внутрь скалы, на верхнюю площадку, «Плато львиной лестницы», с укрытиями, постройками и самим огромным львом.
Зеркальная стена
Зеркальная стена датируется V веком, она практически сохранила свой первоначальный вид. Возвышающаяся от основания самой скалы кирпичная кладка имеет хорошо отполированный известняковый край, от которого и получила свое древнее имя – Зеркальная стена. Стена содержит галерею, вымощенную полированными мраморными пластинами. Выше этой галереи на склоне были обнаружены знаменитые фрески Сигирии. На полированной внутренней поверхности зеркальной стены расположены описанные выше надписи Сигирии.
Лестница в виде льва
Одна из самых впечатляющих частей Сигирии – массивная лестница в виде льва, от которой сохранились только две огромные лапы и кирпичная кладка, окружающая ступени из известняка.
Фигура льва, впечатляющая даже в ее нынешнем виде, должна была представлять еще более грандиозное и величественное зрелище, когда он не был разрушен. Интересно, что сохранились стихи, описывающие впечатления древних посетителей этих мест от льва.
«Величественное сооружение, напоминающее Симху – легендарного родоначальника сингалов, невероятным образом возвышаясь напротив гранитного склона, имея яркий цвет, простираясь к северу над аллеей, которая, почти не имея холмов, открывает горизонт, должно было представлять на многие мили вокруг зрелище, внушающее благоговейный трепет» (Х. Ц. П. Бэлл, 1904, 9).
Из описаний плана Касиапы по построению Сигирии нам известно, что Дом с лестницей в виде льва был по замыслу важнейшей постройкой комплекса Сигирии. Лев стал в результате самым большим входом во дворец на вершине.
В то же время, он представляет огромное символическое сооружение, имеющее несколько уровней значения, олицетворяющее королевскую силу и власть; лев представляет мифического предка королевской династии и является символом шри-ланкийских королей.
Устройство самого Дома с лестницей льва может быть хотя бы частично реконструировано исходя из того, что сохранилось на его месте. Лапы, массивы кирпичной кладки и ступени из известняка дают нам четкое представление о форме и размерах конструкции, а также материалах, использованных при построении льва: в основании лежит кирпичная кладка, а поверхность покрыта толстым слоем штукатурки. По всей вероятности, лев склоняется к земле, о чем говорит положение лап, головы и плеч, выступающих из скалы. Точные размеры и вес льва показывают прорези на поверхности скалы. Внутри кирпичной кладки, видимо, были использованы деревянные опоры, балки и перемычки, чтобы высечь ступени, и именно гниение этой деревянной основы привело к разрушению основных частей всей конструкции.
Дом лестницы со львом имеет высоту 14 метров. Наклонная поверхность скалы над ним служила для того, чтобы снова выпрямить наклоняющуюся конструкцию и винтовую лестницу, а, возможно, и каменную кладку с колоннами.
Дворец
Вершина скалы Сигирия имеет форму ступенчатого плато общей площадью более полутора гектаров.
Дворец был центром королевского города. Расположенный в высшей точке на высоте 180 метров над окружающей равниной и 360 метров над уровнем моря, дворец не только представляет собой самую высокую часть пространства комплекса Сигирия, но и является геометрическим центром, на который ориентирован древний план Сигирии. Центральные оси всего комплекса (север-юг и запад-восток) пересекаются вблизи центра дворцовой территории.
Самый ранний из сохранившихся дворцов Шри-Ланки, с вполне различимым сегодня общим планом, дворец Сигирии представляет нам данные для сравнительного анализа дворцовых форм в Азии.
Дворцовый комплекс делится на три части: внешний, или нижний дворец, высокая западная секция и дворцовые сады на юге. Эти три секции сходятся в большом красивом бассейне в скале, ограниченном с двух сторон каменным бордюром. Вымощенная мрамором тропа ведет к центру комплекса между внутренним и внешним дворцом, формируя ось север-юг.
Внутренняя территория Сигирии
Археологические раскопки комплекса Сигирии не ограничиваются дворцом, садами и городом, но распространяются и на большую внутреннюю территорию, известную в древние времена как «Сихагири Бим», или Сигирийская территория. Недавние исследования показали, что на этой территории представлен целый ряд археологических объектов, включающий большое количество деревенских поселений, оросительных каналов, доисторических кладбищ, больших центров производства железа и различных буддистских монастырей. Прилежащая к Сигирии территория включает пригородные поселения за пределами городских стен. На юге скалы Сигирия посредством Махава, огромного искусственного озера длиной более восьми километров, и двенадцатикилометровой сетью каналов Вавала сформирована большая ирригационная сеть. Недалеко от северной и южной стены города расположена древняя крепость Мапагала, с ее «стенами-циклопами», датируемая от I до III в. н. э., и большие монастырские комплексы Пидурангала и Рамакале. Последние исследования этого замечательного ландшафта показали, что мы имеем дело с интереснейшим историко-археологическим микрорегионом в Южной Азии.
Назад
На главную страницу
|
| |